РУ БЕ EN

Как сделать классный час интересным и увлекательным?

Классный час - одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть, решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.

В настоящее время классный час - это не обязательная форма внеклассной воспитательной работы. Но может ли заинтересованный в судьбах своих воспитанников воспитатель отказаться от возможности поразмышлять с ними над важнейшими нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в познании своего «Я»?

Проведение классного часа должно быть потребностью, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы.

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Выделяют следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н.Е. Щуркова).

Смысл просветительской функции состоит в том, что классный час позволяет расширить у учащихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом, обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на классном часе.

Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся.

Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументированно отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

По мнению Н.И. Дереклеевой, у классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:

  • общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;
  • результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;
  • классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия и спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Замечено, что воспитательный эффект классного часа выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

  • определение темы разговора с учащимися;
  • формулировка целей и задач классного часа;
  • подбор необходимого материала и оборудования;
  • создание инициативной группы учащихся (Совета дела), распределение поручений между учащимися (если это предусмотрено сценарием);
  • определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.

Час общения - это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, «соберите корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

  1. С уважением относимся друг к другу.
  2. Любое мнение заслуживает внимания.
  3. Признаем право каждого на любой вопрос.
  4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.
  5. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя нижеперечисленные формы проведения классных часов.

  1. Беседа.
  2. Дискуссия (диспут). Отличительной особенностью этой формы является то, что дискуссия позволяет вовлечь ребят в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умений учащихся анализировать факты и явления, аргументированно отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение, позицию. Для продуктивного ведения спора можно предложить учащимся принять правила дискуссии.
  3. Сюжетно-ролевая игра - форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. Методика проведения ролевой игры предусматривает определение проблемы, выбор ситуации, распределение ролей, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При планировании ролевой игры учитель обязательно должен оставить время для обсуждения ее участниками. Очень важно, чтобы учитель не навязывал свою точку зрения по поводу спорных вопросов. В ролевой игре вполне допустимо проигрывание одной и той же ситуации несколько раз, чтобы найти эффективное решение той или иной проблемы. Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: «инсценированный суд», «пресс-конференция», «спрашивали - отвечаем», инсценировка литературного произведения и т.д.
  4. Устный журнал - форма расширения и углубления знаний школьников об истории, культуре, жизни людей и т.д.

Заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами учащихся.

  1. Социально-культурный проект - это самостоятельное исследование учащимися различных социально значимых проблем и создание социально значимого продукта.

Для осуществления проекта требуются время и соблюдение определенного алгоритма действий:

  • изучение ситуации в социуме, школе, классе;
  • формирование социальной проблемы, в решении которой класс может принять участие;
  • сбор информации;
  • планирование;
  • формирование микрогрупп и назначение ответственных;
  • практические действия;
  • определение приоритетов результативности;
  • групповой анализ выполнения поставленных задач.

В ходе классного часа могут использоваться элементы проектной деятельности, час общения может стать отправной точкой в определении учащимися социально-значимой проблемы, подведения итогов деятельности и т.д.

 

Одним из способов быстрого генерирования идей является «мозговая атака».

Этот вид деятельности может быть использован классным руководителем для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос, например, «Как улучшить дежурство в классе? ».

Правила проведения мозговой атаки могут выглядеть следующим образом:

  • Учитель фиксирует все мнения и идеи учащихся.
  • Если какое-либо предложение ученика высказано неясно, попросите его повторить, уточните, правильно ли вы его поняли.
  • Никого не заставляйте насильно высказывать свое мнение.
  • Объясните детям, что при проведении «мозговой атаки» мнения не комментируются, не оцениваются и не повторяются.
  • «Мозговая атака» заканчивается, когда все идеи исчерпаны.

В заключение рассмотрите все предложения учащихся, предложите их прокомментировать и оценить.

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

  • «Звездный час»;
  • «Что? Где? Когда?»;
  • «Аншлаг»;
  • «Слабое звено»;
  • «Счастливый случай» и т.д.

 

Отраслевые интернет-ресурсы: