Родительский университет
Тематический план родительского университета IІ ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов на 2024/2025 учебный год
Цель родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи родительского университета:
-формировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
-формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, гармоничных семейных отношениях, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
-обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижать риски конфликтных ситуаций и кризисных состояний, при возникновении затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременно психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
-организовывать эффективное сотрудничество и партнерство родителей обучающихся и учреждения образования.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы родительского университета:
-формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
-повышение интереса родителей к самообразованию;
-удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
-повышение уровня педагогической культуры родителей;
-активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
-развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.
№ п/п |
Название раздела, темы занятий |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные исполнители |
|
5-е классы |
|||||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Октябрь |
Семинар-практикум (размещение информации в родительском чате) |
Классный руководитель, педагог-психолог |
|
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Ноябрь |
Круглый стол/ беседа/ семинар-практикум (размещение информации в родительском чате |
Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
|
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
Февраль |
Лекция/ Беседа (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник |
|
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Май |
Круглый стол/ дискуссия/ форум (размещение информации в родительском чате |
Классный руководитель, педагог социальный |
|
6-е классы |
|||||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Октябрь |
Лекция/ беседа (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
|
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков |
Декабрь |
Семинар-практикум/ психологический тренинг (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, классный руководитель |
|
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Март |
Круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, классный руководитель |
|
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Май |
Конференция/ семинар-практикум (размещение информации в родительском чате |
Педагог социальный, медицинский работник |
|
7-е классы |
|||||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе |
Октябрь |
Лекция/ беседа/ вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, медицинский работник |
|
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Ноябрь |
Круглый стол/ беседа/ вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог социальный |
|
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Февраль |
Конференция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг (размещение информации в родительском чате |
Педагог социальный, педагог-психолог |
|
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
Апрель |
Беседа/ семинар-практикум/ психологический тренинг (размещение информации в родительском чате |
Классный руководитель, педагог-психолог |
|
8-е классы |
|||||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Октябрь |
Лекция/ беседа/ вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный |
|
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Декабрь |
Конференция/ форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный |
|
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Март |
Беседа/ семинар-практикум/ вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный |
|
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Май |
Круглый стол/ конференция/ семинар-практикум/ психологический тренинг (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
|
9-е классы |
|||||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Октябрь |
Лекция/ конферен-ция/ Вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник |
|
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Ноябрь |
Беседа/ семинар-практикум/ вебинар (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный |
|
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Февраль |
Лекция/ беседа/ семинар-практикум (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
|
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Апрель |
Конференция/ форум/ семинар-практикум (размещение информации в родительском чате |
Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
STOP наркотик!
А что лежит в тумбочке у вашего ребенка? Атрибуты закладчика: топ-3 предмета
Вовлечение подростков в преступную деятельность, связанную с наркооборотом, всегда трагедия. Даже если ребенок не употребляет сам, он может искалечить свою судьбу, распространяя наркотик.‼️Вовремя заметив неладное, можно спасти ребенка!
Мы представляем вашему вниманию фотоснимки реальных "орудий" наркобизнеса, обнаруженных у закладчиков при обыске.
1. Изолента. Очень полезное в быту изделие должно насторожить, если ваш ребенок не занимается ремонтом электроники или проводки. Используется для упаковки закладок.
2. Пакеты с замком. Небольшие полимерные пакеты с удобной застёжкой прекрасно подходят для хранения мелочей или…фасовки наркотика.
3. Весы. Небольшие, как правило, электронные весы - необходимый инструмент для наркоторговца, чтобы отмерить "порцию".
На что ещё обратить внимание?
Новые банковские карты, резиновые перчатки и несколько мобильных устройств, нередко хранящихся в выключенном состоянии.
Напоминаем, что лица, совершившие запрещенные Уголовным Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327 УК) и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328 УК).
Максимальный срок лишения свободы для несовершеннолетних за совершение особо тяжкого преступления, сопряженного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов – 12 лет.
Десять заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой.
Я. Корчак.
«ЗОЛОТЫЕ» правила воспитания
1.Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
2.Постарайтесь сделать так, чтобы только вы
снимали его эмоциональное напряжение.
3.Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4.Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5.Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
6.К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Как стать другом своему ребенку
Дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. В то же время родитель остается старшим, опытным, ответственным за жизнь, дела, развитие своего чада.
Сложности в отношениях ребенка и родителей часто возникают из-за непонимания взрослыми переживаний детей. Дочка просит пойти погулять, но ей запрещают, так как она не убрала свои вещи. Девочка пытается объяснить, что договорилась с подругами, ее будут ждать, — безрезультатно. Тогда она убегает без разрешения. Родители возмущены, и вполне справедливо. Однако в данном случае ответственность перед другими, интерес к общению со сверстниками для девочки оказались важнее, чем запрет близких. Родители в глазах ребенка предстали как не понимающие его интересы, желания. Непонимание начинает казаться ребенку главным в отношении к нему родителей. Неверие взрослых в силы ребенка вызывает у него протест уже в трехлетнем возрасте. У младшего школьника это вызывает возмущение и обиду. Детям свойственно стремление быть на уровне своих сверстников, быть «не хуже других». Запреты взрослых этому препятствуют, мешают продемонстрировать свою самостоятельность. В действиях взрослых нередко проявляется стремление застраховаться от неприятностей, неожиданных поступков ребенка. Они стремятся запретить ему все, что им кажется опасным, вредным, что может привести к каким-либо неожиданностям. Именно неверие в возможности ребенка вызывает конфликты, создает у малыша представление, что его считают маленьким, несмышленышем. Страх быть униженным, особенно в глазах товарищей, отрицательно сказывается на самочувствии ребенка. Позиция взрослых по отношению к младшему школьнику как к существу, мало что знающему, умеющему, понимающему, может выражаться в пренебрежительных высказываниях, в унижающих его достоинство оценках, эпитетах. Власть родителей велика: материальные возможности, жизненный опыт, физическая сила — всё на их стороне. Авторитет взрослого навязывается силой, которой ребенок вынужден подчиняться. Вырастая, он может остаться зависимым от родителей, их мнений, требований. Но возможно и другое: постепенно будут зреть протест, несогласие, отторжение от семьи.
Основы дружбы с родителями
- Умение слушать по-настоящему - одно из главных способов взаимопонимания между родителями и детьми.
- Интересуйтесь у ребенка, почему он вел себя тем или иным образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Подскажите ребенку, как можно было справиться в подобной ситуации иначе.
- Давайте ребенку выговориться, не перебивайте его.
- Когда ребенок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы его слушаете.
- Обращайте внимание, какими движениями ребенок сопровождает свою речь. Жесты вам помогут понять, трудно ли дается ему рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
- Спросите у ребенка: Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася тебя ударит?
- Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно решать проблемы, если осознаем чувства и реакцию других людей.
- Выслушав ребенка, предложите другие решения.
- Помогите ребенку побороть его страх.
- Вспомните, чего вы боялись в детстве? Может темноты, приведений или злых ведьм? Есть ли у вашего ребенка подобные страхи? Единственный способ узнать об этом, поговорить с ним. Именно вы лучше кого-либо сможете помочь своему чаду истребить всех злых ведьм, домовых и гномов, которые прячутся под его кроваткой. Если вашему ребенку 4-6 лет, то для избавления от его страха можно вместе придумать какой-то ритуал. Допустим, положить волшебного мишку или куклу вместе с ним в кроватку на ночь, который будет охранять его сон. Очень важно, чтобы ваш ребенок мог открыто рассказать вам о том, чего боится. Если же ребенок старше и страхи совеем другие, вы должны научить его контролировать свои эмоции и анализировать, то, что его беспокоит.
- Совместные дела укрепляют семейные отношения.
- Занимайтесь со своим ребенком общими делами, пусть это будет творчество или планы и мечты о предстоящем отдыхе, подумайте вместе над тем, что подарить папе на 23 февраля. Попросите ребенка о помощи в приготовлении семейного ужина, потом за столом расскажите всем членам семьи, что ужин помогала готовить вам дочь. Главное, чтобы ребенок с удовольствием делал порученное ему дело, если же ребенок отказывается помогать, не настаивайте на этом. Может сегодня он не в настроении для этой работы, а завтра сам предложит вам свою помощь.
- Будьте надежной опорой для своего ребенка.
- Бывает такое, что нам совсем не понятны поступки наших детей. Например, ваш ребенок ударил другого ребенка в школе или порезал ножницами рубашку папы. Не спешите его сразу ругать и наказывать, сначала разберитесь, почему он так поступил. Может ему просто не хватает вашего внимания, и, порезав рубашку папы, он хочет привлечь его к себе, странным способом, но все же. Или ударив ребенка в школе, он просто защитил себя или дал сдачу. Слушайте своего ребенка и верьте его словам, главное, чтобы он знал, что вы ему верите, и тогда он не будет вас обманывать.
- Уважайте ребенка, как взрослого.
- Давайте своему ребенку участвовать в принятии семейных решений, куда переставим шкаф или куда отправимся на выходные. Он должен ощущать себя в семье равноправным ее членом. Прислушивайтесь к мнению ребенка. Если поступили неправильно по отношению к нему, обязательно извинитесь, как бы сделали и со взрослым человеком.
- И самый главный совет — любите свое чадо, каким бы оно порой вредным и непослушным ни было.
- Любовь — это самая большая потребность для всех детей без исключения. Именно родительская любовь и вера формирует у ребенка уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Безопасность подростков в сети Интернет
— Сынок, иди, поиграй во двор с ребятами.
— Мам, там ребят нет — они все сейчас в киберпространстве сидят.
Век технологий принес родителям новую головную боль. Как понять, что важнее – идти в ногу со временем или остаться приверженцем традиционных взглядов и ценностей? Как решить – запрещать, ограничивать или полностью разрешать? И как, собственно, сделать интернет безопасным?
Мы учим детей безопасности в общении с малознакомыми и незнакомыми людьми в реальности, учим тому, как оставаться в безопасности, гуляя по городу.
В сети тоже гуляют. Вероятность встретить там незнакомцев намного больше, чем в реальности. В сети незнакомец может предстать под маской любого человека, придумать ложную историю и исказить мотивы.
О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ?
С точки зрения психологии интернет-общение отличается от общения в реальной жизни.
- Кто-то совершенн о незнакомый или очень мало знакомый может вступить в разговор с ребенком. При этом реальный контакт отсутствует. Это создает ощущение мнимой безопасности: «я дома, родители за стеной, мы в компании с друзьями, мне ничего не может угрожать».
- В интернет общении в основном не видно собеседника, сложно проверить, тот ли он, кем представляется.
- Все чаще возникают ситуации, когда дети подвергаются организованным угрозам, запугиванию, травле или насмешкам, это явление известно как кибер-буллинг.
Безопасность обеспечивается несколькими правилами:
— Контроль. Дети есть дети. Родители ответственны за них. Поэтому регулярно заходите на страницу ребенка, смотрите, кто ему пишет и о чем пишет в открытом доступе. Именно в открытом доступе, как бы вам не хотелось, нельзя проверять личные сообщения ребенка – большой риск потерять доверие.
— Знайте друзей ребенка, одноклассников, интересуйтесь ими. Тогда вы не пропустите появление нового человека в жизни ребенка.
— Следите за настроением ребенка и его изменениями. Если вы видите, что ребенок вчера был веселым, а сегодня чем-то расстроен – не смахивайте это на подростковый кризис и детские капризы. Поговорите, узнайте, что случилось, не преуменьшайте его переживания, а, наоборот, расскажите похожие случаи из вашей жизни.
— Если вы знаете, что ребенок собирается встречаться с новым другом или новой компанией, обязательно участвуйте в этом: пригласите домой, отвезите ребенка до места встречи, поговорите с родителями других детей. Знайте, где он и с кем.
— Ну и конечно, предупрежден — значит, вооружен: ребенка необходимо просвещать. Вы обучаете ребенка вежливости, конструктивному общению в реальности, так почему же не напомнить ему и про виртуальное. Для этого есть специальные курсы по безопасности, или вы можете сделать это сами – кто такие незнакомые люди, какие у них могут быть цели, как правильно с ними общаться. И просвещение должно идти по разным направлениям – физиология, психология, детей постарше можно посвятить в юридические вопросы.
Кибер-буллинг
Кибер-буллинг – это травля в интернете: употребление агрессивных, оскорбляющих и даже угрожающих сообщений. Такая виртуальная травля так же, как и обыкновенная травля одноклассников, может нанести серьезную травму ребенку. Более 70% детей подвергались травле. Это значит, в классе из 30 человек минимум трое подвергались кибер-буллингу.
Вдруг ребенок страдает от этого? Как узнать?
Нужно быть внимательным, нужно увидеть. Ребенок меняется – настроение, общение, время, проводимое в интернете, увеличится или резко сократится. Вы заметите реакцию на новые сообщения (вздрогнет, покраснеет, изменится взгляд) и т.д. Внимательность – вот ваш помощник, а вы – помощник ребенка, так как ресурс ребенка в его семье.
Чаще всего ребенок не виноват в таком отношении, даже если он не похож на других, не такой как все. Это не повод для враждебного отношения детей к нему. Может сработать групповая динамика: дети объединяются, они чувствуют себя сильнее, справедливее, они хорошие, а тот, против кого они объединились, плохой. Чтобы защитить пострадавшего ребенка, нужно найти и привлечь авторитетного взрослого, его участие в этом процессе — почти 100% залог успеха. Это могут быть учителя, психологи, родители, тренеры.
Если ребенок пострадал от буллинга, работа должна идти системно.
С пострадавшим от буллинга ребенком.
Необходимо участие всех взрослых – учителя и классного руководителя в школе, родителей детей-агрессоров. В семье нужно поддержать ребенка, научить конструктивному общению: на провокации не отвечать, не участвовать в подобных мероприятиях, понимать свои границы. Родители учат ребенка самооценке, критичному отношению к мнению других о себе: то, что думают обо мне другие, не влияет на мое мнение о себе. Важно не сравнивать ребенка с другими, не искать ему конкурента, уважать его выбор, выслушивать его точку зрения и учить навыкам коммуникации. Возвращаюсь к семейным принципам доверия, границ и критического мышления.
С буллерами.
Это другая сторона системного процесса. К сожалению, дети примеряют на себя разные маски – и плохие, и хорошие. Примерив одну, они не всегда могут понять, как чувствуют себя другие. Детям надо рассказывать и об очевидных вещах: если тебя будут обижать, как ты себя будешь чувствовать? Тебе понравится? Ты хочешь, чтобы к тебе так относились? Ты когда-нибудь испытывал подобное? Должны присутствовать ролевые игры на понимание и осознание негативных последствий буллинга с детьми, посягнувшими на другую личность. Необходимо расширять картину мира ребенка.
Что делать, если травлей занимается ваш ребенок?
Какая первая реакция родителей? Отругать! Наказать! Сделать все то, что делать нельзя.
Никогда ребенок, у которого все в порядке (его любят, у него есть понимание, доверие, собственное время, к нему предъявляют посильные требования, в семье нет проблем), не будет этого делать. Поэтому нужно остановиться и проанализировать то, что происходит в жизни ребенка. Как семья на него влияет, когда последний раз разговаривали с ребенком по душам, когда был совместный досуг, есть ли у ребенка свое время, не перегружен ли он. И еще, следует обратить внимание, что происходит в отношениях между супругами, или в отношении с другим ребенком, не лежит ли на ребенке чрезмерная ответственность. Когда последний раз родители обнимали ребенка, целовали? Какими словами его встречают и провожают?
Многие дети, занимающиеся травлей, сами были жертвами буллинга. Сейчас они отрабатывают свою травму. Знают ли об этом их родители?
Итак, не следует обвинять, необходимо устанавливать контакт. Обсуждайте и рассказывайте на примере кино, книг, а лучше всего — на примере из своей жизни.
Нужно привлекать школьных психологов и учителей.
Помните об универсальных шагах: цель разговора, время для беседы, не обвинительный контакт, обращение к точке зрения ребенка, т.е. к вопросу, рассуждению.
Интернет не отвечает за качество и надежность информации, которая не напугает и будет соответствовать возрасту.
- Переходя по ссылкам в интернете в незащищенном режиме, ребенок может наткнуться на пугающую информацию, не соответствующую его возрасту, что часто провоцирует страхи.
- Производители вирусов и антивирусов соревнуются в скорости написания программ. Дети легко ловят вирусы, оставляют персональные данные, покупают в сети на непроверенных сайтах, это может нанести вред компьютеру или опустошить кошелек.
Невозможно вручную обеспечить надежный и безопасный контент, поэтому в первую очередь следует воспользоваться специальными программами (антивирусы, детские браузеры), которые заблокируют нежелательные сайты, оповестят родителей об активности ребенка в сетях, ограничат работу в интернете, сообщат о местонахождении ребенка и его перемещениях.
Свобода от зависимости. Безопасное количество времени в интернете.
Принцип соцсетей и интернета построен так, чтобы удерживать человека у экрана как можно дольше. Вы видите ленту, действия своих друзей, получаете оповещения, контекстную рекламу, предложения и т.д. Бывает очень сложно выйти из сети, а ребенку сделать это еще сложнее, именно поэтому главный принцип общения с интернетом и гаджетами — пребывание с ними нужно регламентировать по времени.
Что делать?
- Выставлять фиксированное время (с 4 до 6 или просто любые 2 часа в день). За родителей это может сделать соответствующая программа.
- Досуг. Чтобы в остальное время ребенок не чувствовал утраты чего-то важного, нужно организовать его досуг. Тогда у него не возникнет ощущение потери интересного дела, не будет скуки. Досугом могут быть соответствующие возрасту ребенка занятия, в каждом возрасте есть свой интерес, который его «разогреет» и переключит с виртуального на реальный мир. Для дошкольников – это игра, для младших школьников – информационно-развлекательные занятия: квесты, образовариумы, танцы, спортивные секции, кружки и т.д.
- Совместная работа в интернете, выполнение заданий для родителей по поиску полезной информации, нахождение дополнительного или иллюстративного материала к домашним заданиям по отдельным предметам и многое другое, может отвлечь ребенка от того негативного, с чем он сталкивается в соцсетях. Это сработает даже с подростками.
Такой формат взаимодействия с интернетом и гаджетами не навредит ни детям, ни родителям. Да, возможно вы все равно когда-то столкнетесь с истерикой ребенка «не хочу выключать компьютер» или сопротивлением подростка «я сам знаю, сколько мне сидеть в интернете и с кем общаться», это неизбежно, в целом управлять процессом будете ВЫ.
Безопасный интернет существует, для этого нужны:
- Программы по регулированию нахождения в сети ребенка. Включенность родителя в жизнь ребенка – его интересы, знакомство с друзьями, общение с учителями, преподавателями
- Беседа с детьми на разные темы
- Доброжелательная атмосфера дома
- При необходимости — привлечение специалистов (психологов, тренеров).
Сегодня родителю совершенно необходимо понимать, что отлучая ребенка от гаджетов, он не только закладывает бомбу замедленного действия в свои взаимоотношения с ребенком (которому сложно смириться с тем, что ему нельзя то, что можно всем остальным), но и обрекает его на заведомо проигрышную позицию в будущем. Человек должен идти в ногу со временем, и если нынешнее время предписывает нам пользоваться гаджетами, значит, чем лучше ребенок освоит их, тем проще ему будет добиться поставленных перед собой целей.
Именно поэтому важно не только разрешать ребенку пользоваться гаджетами ради развлечения, но и объяснять и показывать ему, как и зачем ими пользоваться с толком. Ведь на самом деле современные технологии – это колоссальная помощь в образовательном процессе: никогда еще обучение и саморазвитие не было таким интерактивным и привлекательным.
Это главная причина, по которой во всех школах должны быть компьютеры с выходом в Интернет. Она же заставляет руководителей детских домов задумываться над тем, чтобы приобретать различные гаджеты – хотя бы в общее пользование.
Ведь детям, у которых нет семьи и дома и которым негде увидеть современное разнообразие всевозможных технических примочек, тоже нужно вырасти современными людьми.
В памятке британских учителей сказано: не мешайте, а помогайте. Не позиционируйте свое стремление ограничить ребенка как запрет, — преподносите его как совет. Введите строгое расписание на телевизор и игры с самого детства, объяснив это необходимостью организма отдыхать от подобных нагрузок; на каждую минуту игры – две минуты прогулки в счет заботы о физическом развитии; имейте пароли от аккаунтов в соцсетях и договоритесь с ребенком (особенно если речь о подростке), что вы можете заходить и проверять, с кем он в переписке – ради безопасности.
Родителю поможет: каждый раз после игры или «сеанса» интернета обсуждать с ребенком, что именно он делал – что удалось или не удалось в игре, чего интересного он прочитал в сети, с кем общался. Не ради безопасности, а для поддержания отношений.
Дело не в технологиях – технология сама по себе не может быть плохой. Но мы должны понимать возможности технологии и знать о возможной зависимости человека от технологии. И если мы будем понимать, что детям на самом деле необходимы контакт и эмоциональная близость, которые только мы можем обеспечить, мы сможем достичь успеха.
О детском суициде
Что в поведении подростка должно насторожить
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
- Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этогоне сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.
Главное, что для этого необходимо вовремя заметить тревожные сигналы.
Не следует говорить ребенку:
- «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»;
- «Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»;
- «Не говори глупостей. Поговорим о другом»;
- «Где уж мне тебя понять!»;
- «И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»;
- «Не получается – значит, не старался!»;
- «Все дети, как дети, а ты …»;
- «Сам виноват…не жалуйся…..бестолочь».
Обязательно скажите ему:
- «Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»;
- «Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»;
- «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»;
- «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять».
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Риск суицида выше в семьях, отношения в которых строятся на зависимости.
Четыре основные причины самоубийства:
- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Приемы предупреждения суицидов
- Воспринимайте ребенка всерьез.Относиться снисходительно нельзя.
- Выслушивайте – «Я слышу тебя».Дайте ему возможность высказаться. Уделите ему ваше время. Задайте вопросы и внимательно слушайте.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- Анализируйтевместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- Воспитывайте в ребенке привычку рассказыватьродителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- Не опаздывайте с ответами на его вопросыпо различным проблемам физиологии, взаимоотношений и т.д.;
- Не иронизируйте,если в какой-то ситуации ребенок оказался слабым физически и морально, помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
- Будьте внимательнык косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез.
- Подчеркивайте временный характер проблем– признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет.
- Обсудите с ним работу служб,которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
Телефоны доверия:
8-801-100-1611 республиканская Детская линия помощи
для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке
8-017-202-04-01 (городской), 8-029-899-04-01 (мтс)
Областная линия круглосуточной экстренной психологической помощи «Телефон доверия»
(бесплатно, анонимно, круглосуточно)
8-801-100-8-801
горячая линия для жертв, пострадавших от домашнего насилия
Мы в соцсетях: