РУ БЕ EN

Рекомендации педагога-психолога

С какими сложностями обращаются родители:

  • тревога по поводу сложившейся у ребёнка ситуации в санаторной школе и классе;
  • проблема в адаптации ребенка к условиям, режиму и правилам санаторной школы;
  • помощь в преодолении трудностей взаимодействия с детьми.

Как подготовить ребёнка к первой самостоятельной поездке?

Желание провести четверть вдали от дома должно быть обоюдным как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей.

Прежде чем принять решение о приобретении путёвки в санаторную школу, обратите внимание на особенности своего ребёнка, его способность адаптироваться к новым непривычным условиям.

Конечно, он у вас самый лучший, самый замечательный! А какой ещё?

Самостоятельный — несамостоятельный, инициативный заводила или робкий тихоня, аккуратист или горячая «сорвиголова». Были ли у него в жизни ситуации, когда он находился долго один без родителей, сможет ли постоять за себя, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли следить за чистотой своего тела и одежды.

Всё это немаловажно.

Поездка в санаторную школу для ребёнка — это возможность стать более самостоятельным и взрослым. Воспользуйтесь этим и расскажите, как много нового и полезного он сможет узнать за время четверти, как потом будет гордиться собой.

Опишите преимущества обучения и оздоровления в санаторной школе вдали от дома, опираясь на содержание нашего сайта.

Обсудите детали быта, поинтересуйтесь, как он будет вести себя в той и иной ситуации, к кому сможет обратиться в случае тех или иных трудностей, а потом откорректируйте его видение, дайте советы.

Если ребёнок робкий и трудно сходится с людьми, вместе с ним разработайте план, как лучше познакомиться с ребятами. Главное — напомнить ему, что каждый ребёнок в его классе чувствует то же, что и он. Поэтому любой из понравившихся ему детей будет только рад возможности подружиться с ним.

свернуть

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям санаторной школы?

Адаптация детей к новым для них условиям временного детского коллектива — это сложный и кропотливый психолого-педагогический процесс, связанный с необходимостью использования каждым ребёнком всех умений и навыков самостоятельности, концентрации его личностных качеств и особенностей характера.

Постарайтесь дать ребёнку возможность самому выстроить взаимоотношения в коллективе. Ваша чрезмерная опека и тревожность могут передаться и ребёнку.

Не поддавайтесь унынию ребёнка, настройте его на оптимистичный лад, убедите в том, что он уже взрослый, что у него всё получится, он справится с возникающими трудностями и вы гордитесь его самостоятельностью.

Если нет острой необходимости и экстренных обстоятельств, ограничьте общение с ребёнком по телефону. Договоритесь о дне или времени следующего звонка, чтобы ребёнок был уверен в вашей поддержке и не прерывающейся связи с вами, но не звоните и не требуйте звонков-отчётов каждые полчаса.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в санаторной школе возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам школы, пожалуйста, сообщите об этих проблемах воспитателю группы или нам.

Мы все заинтересованы в том, чтобы решить все возникающие проблемы и сделать обучение и оздоровление вашего ребёнка максимально приятным и запоминающимся.

свернуть

Как относиться к отметкам ребёнка?

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.

  • Есть сомнения – звоните классному руководителю и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки.

Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

свернуть

Как любить своих детей

Уважаемые родители!

Вы очень любите своих детей.

Помните, что для детей ваша любовь необходима как воздух.

Дети – зеркало родителей. Если вы их одариваете любовью, то они ее отражают, возвращают Вам.

Подтверждение родительской любви будут следующие способы:

 Визуальный контакт. Смотрите ребенку прямо в глаза открытым, естественным, доброжелательным, любящим взглядом.

 Физический контакт. Обнимайте детей, подростков похлопывайте по плечу, теребите ласково их волосы.

 Уделяйте внимание. Посвящайте им безраздельно часть своего личного времени.

 Слушайте детей. Используйте метод «активного слушания», рассказывайте о своих чувствах в разговоре с ребенком, называйте словами те чувства, которые испытывает ребенок.

 Говорите детям хорошие и ласковые слова.

 Говорите им: «Я люблю тебя», «Как я рада тебя видеть», «мы очень любим тебя» и др.

 Празднуйте или отмечайте дни рождения детей, дарите им подарки.

 Улыбайтесь детям. Улыбайтесь чаще.

 Знакомьтесь с друзьями ребенка, принимайте участие в школьных или кружковых мероприятиях вместе с ребенком.

 Вы взрослый человек, опытный и сильный, поэтому сдерживайте эмоции в конфликтных ситуациях.

 Разрешайте детям ошибаться, разрешайте им проявлять свои чувства.

 Дети – не ваша собственность. Воспринимайте их как отдельную личность.

Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать самооценку ребенка и его чувство самоценности.

Как можно это сделать:

 Безусловно, принимать ребенка – любить его не за то, что он красивый, умный, способный и т.д., а просто так, за то, что он есть.

 Активно слушать, знать его переживания и потребности.

 Бывать (читать, играть, заниматься, ходить на прогулки) вместе.

 Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

 Помогать, когда просит.

 Поддерживать успехи.

 Делиться своими чувствами (значит доверять).

 Конструктивно разрешать конфликты.

Некоторые принципы позитивного воспитания:

  • Понимать потребность ребенка в принадлежности (ребенок должен ощущать, что он любим).
  • Взаимноеуважение («Я буду относиться к тебе хорошо, так, как я хотела бы, чтобы относились ко мне»).
  • Любить и принимать ребенка таким, какой он есть (ребенок должен знать: чтобы ни случилось, какую бы ошибку он не совершил – вы всегда будете любить его).
  • Последовательность воспитательных воздействий («нельзя» - всегда должно быть «нельзя».

Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил).

  • Правильно построенное общение (доверительные отношения).
  • Использовать в повседневном общении приветливые фразы («Как хорошо, что ты  у нас есть», «Ты мой хороший»).
  • Обнимать, поглаживать, прижимать к себе ребенка не менее 4- х раз в день ( а лучше - 8).
  • Обращайтесь с детьми без нравоучений, без упреков. 
  • Не говорите, особенно в присутствии их, соседям, друзьям, гостям, приятелям, как хорош ваш ребёнок, не перечисляйте его достоинств. И, наоборот, «не выплескивайте» молву о недостатках вашего ребёнка, не судите с соседкой о его «поведении».
  • Приучение — это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.
  • Умейте помолчать. Иногда молчание — поистине золото, особенно когда речь идет о воспитании девичьей стыдливости, целомудрия, чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым шуткам, ни насмешкам.
  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчуждённость.
  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.
  • Считайтесь с мнением ребёнка, советуйтесь с ним. Не бойтесь, когда надо сказать «Извини!».
  • С взрослеющим ребёнком говорите, как со взрослым.
свернуть

Как воспитать настоящую леди?

Как воспитать настоящего мужчину

Профилактика суицида

Памятка для родителей «Подросток в трудной жизненной ситуации. Признаки и способы помощи»

Памятка для родителей

«Подросток в трудной жизненной ситуации.

Признаки и способы помощи»

 

Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей.

У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться со взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.

Для подростка, в силу возрастных особенностей, трудной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.

 

Ситуации,

которые могут быть восприняты как трудные для подростка:

 

  • несчастная любовь/разрыв отношений, ссора с другом;
  • ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  • травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  • тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
  • разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
  • неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).

 

 

 

 

Признаки того,

что подросток попал в трудную жизненную ситуацию:

 

  • нарушение межличностных отношений, стремление к уединению, негативизм;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, агрессивность, изменение поведения;
  • сниженное настроение, задумчивость, утрата интереса к учебе, другим, ранее привлекательным видам деятельности;
  • появление сверхкритичности к себе;
  • разочарование в успехах, обесценивание собственных достижений;
  • нарушения пищевого поведения (отказ от еды или обжорство), бессонница или повышенная сонливость, кошмары и беспокойный сон в течение, по крайней мере, нескольких дней;
  • частые необоснованные жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • несвойственное данному подростку пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • увлечение религиозными течениями, рассуждения о смысле жизни, не свойственные ранее;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления, рассуждения о тяжелых проблемах, случившихся с другими, намеки на то, что в жизни все не так, как надо;
  • отсутствие планов на будущее;
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей, раздражительность.

 

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети,

 для которых характерны следующиечерты характера:

 

  • импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  • перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  • нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  • самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  • тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

 

Что делать, если Ваш ребёнок переживает трудную ситуацию:

 

- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком.

- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).

- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).

- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.

- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.

  • Не бойтесь при необходимости обратиться за консультацией к специалисту (неврологу,  детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)

 

Примеры ведения диалога с подростком:

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.»,

СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь  сделать, когда это чувствуешь?…». 

НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…»,

СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!»,

СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, чтопроисходит».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

 

  1. 4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!»,

СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…»,

СКАЖИТЕ:«Давай сядем и поговорим об этом».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

 

  1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?»,

СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий».

НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»

 

 

И помните:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
  2. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

 

ПРИТЧА “ЧЕТЫРЕ СВЕЧИ”

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

“Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!” И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала:

“Я ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше”. Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:

“Я ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких”. Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:

“Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!”

Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча сказала:

“Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи:

Я - НАДЕЖДА”.

 

Уважаемые родители, оставайтесь для своих детей опорой и поддержкой, чтобы они в любой ситуации были уверены, что их поймут, им помогут и не оставят их наедине со своими трудностями.

 

 

 

 

 

Адрес:

Информационно-правовая служба:

230005, г. Гродно,

ул. Господарчая, 10, каб. 508, 507                            

Контактный телефон:

8 (0152) 48 51 28 , 43 03 30

Электронный адрес:

lojkigrodno_dsp@mail.ru 

«Телефон доверия»: 48-51-28

 

Материалы, используемые при подготовке памятки:

http://nadejdaarh.ru/poleznaya-informatsiya/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya/pamyatka-dlya-roditelej-krizisnye-situatsii-v-zhizni-podrostka-kak-perezhit-ikh-vmeste

https://infourok.ru/pamyatka-dlya-vzroslih-podrostok-v-trudnoy-zhiznennoy-situacii-priznaki-i-sposobi-pomoschi-845685.html

свернуть

Отраслевые интернет-ресурсы: